ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12[1]-4/2018 от 29.01.2018 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

12(1)-4/2018

РЕШЕНИЕ

29 января 2018 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной О.К.,

при секретаре Ростовской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ<адрес><адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО2 обратился в суд с жалобой, с постановлением не согласен, считает, что привлечен к административной ответственности незаконно и не обоснованно, административной ответственности подлежит лицо при наличии его вины, в ходе рассмотрения дела его вины не установлено. Кроме того, несанкционированная свалка находится на земельном участке, находящимся в аренде у ФИО4 по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.6.2 Договора, арендатор продолжает пользоваться участком, договор считается возобновленным на тех же условиях, участок арендодателем администрации не возвращен, Администрация МО <адрес> собственником, землепользователем, землевладельцем либо либо арендатором не является. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО2 жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает договор аренды прекратил свое действие, просил оставить постановление без изменения.

Должностное лицо, составившее протокол, инспектор отдела государственного земельного надзора ФИО7 в судебном заседании показал, что протокол был составлен по факту обнаружения несанкционированной свалки на площади 2 га на землях сельхозназначения, выявлена порча земли.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы...

В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Закон "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Акты земельного законодательства (п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ) основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Согласно статье 12 Земельного Кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Как указано в части 1 статьи 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Земли сельскохозяйственного назначения (статья 78 Земельного Кодекса РФ) могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства)

Статья 42 Земельного Кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ).

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды статьей 75 Земельного Кодекса РФ устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта. Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. Разновидностью порчи земель является их захламление, то есть размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и т.д.)

Как указано в п. 4 Приложения N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160, порча и уничтожение плодородного слоя почвы - это частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка по заявлению руководителя регионального исполнительного комитета Общероссийский народный фронт в <адрес> в отношении <адрес> ИНН.. ОГРН по использованию земельного участка с кадастровым номером площадью 66,2 га, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала в границах <адрес>.

В результате проверки установлено, что на данном земельном участке с кадастровым номером площадью 66,2 га, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала в границах сельскохозяйственного назначения организована несанкционированная свалка ТБО площадью 3га, что не соответствует виду разрешенного использования на данной категории земель, что подтверждается актом проверки от от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ при осмотре земельного участка с участием специалиста ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» отобраны образцы почв для исследования. ДД.ММ.ГГГГ назначена экспертиза.

Согласно Экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» в отобранных почвенных образцах, на площади 3га, (свалка ТБО) содержание солей тяжелых металлов превышает предельно - допустимые значения, в образцах 1,2,3,это медь, свинец, цинк,. концентрация бенз(а)пирена превышает ПДК в образцах 1,2,3. Земельный участок, где были отобраны почвенные образцы подпадает под загрязненный солями тяжелых металлов, бенз(а)пирена и требует рекультивационные мероприятия для обеззараживания.

По результатам проверки государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 по ст. 8.6 ч.2 КоАП РФ, которым вменено:

ДД.ММ.ГГГГ в ... часов в результате выездной проверки в отношении Администрации МО <адрес> установлено, что на земельном участке сельхозназначения с кадастровым номером площадью 66,2 га, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала площадью 66,2 га, расположена несанкционированная свалка ТБО площадью 3 га. Согласно ст.4 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об охране окружающей среды» земля является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Нарушена ст.1 ФЗ РФ «Об обороте земель сельхозназначения», ст. 42 Земельного Кодекса РФ, происходит порча земли. При составлении протокола ФИО2 указал, что спорный земельный участок находится в аренде.

Из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ следует, ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Россельхознадзора по <адрес> проведена внеплановая выездная проверка в отношении <адрес> ИНН.. ОГРН по использованию земельного участка с кадастровым номером площадью 66,2 га, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала в границах <адрес>. В результате установлено, что на данном земельном участке сельскохозяйственного назначения организована несанкционированная свалка ТБО площадью 3га, что не соответствует виду разрешенного использования на данной категории земель. Согласно Экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» в отобранных почвенных образцах, на площади 3га, (свалка ТБО) содержание солей тяжелых металлов превышает предельно - допустимые значения, в образцах 1,2,3, это медь, свинец, цинк. Так же высокая концентрация бензапирена. Выводы эксперта ФИО1: земельный участок, где были отобраны почвенные образцы, подпадает под загрязненный солями тяжелых металлов, бензапирена и требует рекультивационные мероприятия для обеззараживания.

В соответствии должностной инструкцией, начальника отдела по имуществу и земельным отношениям <адрес> ( пункт 3): начальник отдела обязан - вести номенклатуру дел по землеустройству, регистрацию договоров аренды, осуществлять контроль за использованием земельных участков. Однако должностное лицо начальник отдела ФИО2, зная земельное законодательство РФ, все нормы, правила, нормативы и обязательные требования Федеральных законов РФ, не принял все зависящие от него меры по соблюдению данных норм, правил, нормативов, в результате было допущено несакционированное размещение свалки ТБО на данной категории земель, что свидетельствует о наличии административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земли.

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок в кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, Татаро-Каргалинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала площадью 662627 =/-7050 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, участок находится в аренде у ФИО4 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Участок относится к землям сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен между Администрацией МО <адрес> и ФИО4

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

ФИО2 является начальником отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес>, п.1.2 эта должность относится к группе главных должностей муниципальной службы, п. 1.4 начальник отдела по имуществу и земельным отношениям подчиняется непосредственно заместителю главы администрации района, курирующего работу отдела по имуществу и земельным отношениям.

Разделом 3 должностной инструкции предусмотрены должностные обязанности начальника отдела по имуществу и земельным отношениям, согласно которой он обязан разрабатывать проекты нормативных актов, договоров аренды, купли-продажи земельных участков, мероприятия в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, муниципальные программы, предложения по передаче имущества, прогнозные данные, сформировать и вести реестр муниципальной собственности, контролировать соблюдение арендаторами условий заключенных с ними договоров и принятия мер в соответствии с законодательством и т.д.

Таким образом, разделом 3 должностной инструкции не предусмотрено организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций начальника отдела, а так же полномочий, которые позволяют принять начальнику отдела самостоятельное решение в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно раздела 7 должностной инструкции предусмотрен перечень вопросов, по которым начальник отдела вправе и обязан принимать самостоятельные решения : проверять документы, предоставляемые для оформления земельных участков, оказывать помощь с исправлении ошибок, консультирование граждан.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ п.п.3 должностной инструкции начальник отдела обязан контролировать соблюдение арендаторами условий заключенных с ними договоров и принятия к ним мер в соответствии с законодательством.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ п.п.3 должностной инструкции, начальник отдела обязан организовывать подготовку документов и проведение торгов по продаже и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, следовательно не является субъектом административного правонарушения.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Состав данного правонарушения является материальным, то есть для привлечения должностного лица к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий. Таким образом, для вывода о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения необходимо установление объема причиненного вреда.

Административным органом не установлено, какие именно правила обращения с отходами производства и потребления нарушены, какие именно действия или бездействия должностного лица имели место и находятся ли эти действия или бездействия в прямой причинно-следственной связи с повреждением земель.

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено, что на земельном участке сельхозназначения с кадастровым номером площадью 66,2 га, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала , расположена несанкционированная свалка ТБО площадью 3 га..

В ходе осмотра отобраны пробы почвы в отсутствие понятых, на основании химического анализа почв, грунтов установлено превышение ПДК по солям тяжелых металлов.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленное административное правонарушение - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения произошло в результате действий либо бездействий должностного лица, привлекаемого к административной ответственности.

Не исполнение обязанности начальника отдела по контролю соблюдения арендаторами условий заключенных с ними договоров и принятия к ним мер в соответствии с законодательством не находятся в прямой причинно-следственной связи с повреждением земель.

Кроме того, должностным лицом не установлено место совершения административного правонарушения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие местонахождение свалки ТБО, находится ли несанкционированная свалка ТБО в границах населенного пункта <адрес> либо на землях сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена. Кадастровый инженер для установления данного обстоятельства к участию в деле не привлекался.

Суд пришел выводу о том, что применительно к требованиям ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениям законодательства в области охраны окружающей среды административным органом не подтверждено наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказан субъект правонарушения и не доказано наличие объективной стороны правонарушения.

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении ФИО2 следует отменить по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 ч.1 п.1, 30.8, КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

жалобу начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Судья: О.К. Никитина