12(1)-4/2018
РЕШЕНИЕ
29 января 2018 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной О.К.,
при секретаре Ростовской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ<адрес><адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО2 обратился в суд с жалобой, с постановлением не согласен, считает, что привлечен к административной ответственности незаконно и не обоснованно, административной ответственности подлежит лицо при наличии его вины, в ходе рассмотрения дела его вины не установлено. Кроме того, несанкционированная свалка находится на земельном участке, находящимся в аренде у ФИО4 по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.6.2 Договора, арендатор продолжает пользоваться участком, договор считается возобновленным на тех же условиях, участок арендодателем администрации не возвращен, Администрация МО <адрес> собственником, землепользователем, землевладельцем либо либо арендатором не является. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО2 жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает договор аренды прекратил свое действие, просил оставить постановление без изменения.
Должностное лицо, составившее протокол, инспектор отдела государственного земельного надзора ФИО7 в судебном заседании показал, что протокол был составлен по факту обнаружения несанкционированной свалки на площади 2 га на землях сельхозназначения, выявлена порча земли.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы...
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Закон "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Акты земельного законодательства (п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ) основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Согласно статье 12 Земельного Кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как указано в части 1 статьи 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Земли сельскохозяйственного назначения (статья 78 Земельного Кодекса РФ) могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства)
Статья 42 Земельного Кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ).
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды статьей 75 Земельного Кодекса РФ устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта. Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. Разновидностью порчи земель является их захламление, то есть размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и т.д.)
Как указано в п. 4 Приложения N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160, порча и уничтожение плодородного слоя почвы - это частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка по заявлению руководителя регионального исполнительного комитета Общероссийский народный фронт в <адрес> в отношении <адрес> ИНН.№. ОГРН № по использованию земельного участка с кадастровым номером № площадью 66,2 га, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала № в границах <адрес>.
В результате проверки установлено, что на данном земельном участке с кадастровым номером № площадью 66,2 га, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала № в границах сельскохозяйственного назначения организована несанкционированная свалка ТБО площадью 3га, что не соответствует виду разрешенного использования на данной категории земель, что подтверждается актом проверки от № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ при осмотре земельного участка с участием специалиста ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» отобраны образцы почв для исследования. ДД.ММ.ГГГГ назначена экспертиза.
Согласно Экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» в отобранных почвенных образцах, на площади 3га, (свалка ТБО) содержание солей тяжелых металлов превышает предельно - допустимые значения, в образцах 1,2,3,это медь, свинец, цинк,. концентрация бенз(а)пирена превышает ПДК в образцах 1,2,3. Земельный участок, где были отобраны почвенные образцы подпадает под загрязненный солями тяжелых металлов, бенз(а)пирена и требует рекультивационные мероприятия для обеззараживания.
По результатам проверки государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 по ст. 8.6 ч.2 КоАП РФ, которым вменено:
ДД.ММ.ГГГГ в ... часов в результате выездной проверки в отношении Администрации МО <адрес> установлено, что на земельном участке сельхозназначения с кадастровым номером № площадью 66,2 га, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала № площадью 66,2 га, расположена несанкционированная свалка ТБО площадью 3 га. Согласно ст.4 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ « Об охране окружающей среды» земля является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Нарушена ст.1 ФЗ РФ «Об обороте земель сельхозназначения», ст. 42 Земельного Кодекса РФ, происходит порча земли. При составлении протокола ФИО2 указал, что спорный земельный участок находится в аренде.
Из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ следует, ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Россельхознадзора по <адрес> проведена внеплановая выездная проверка в отношении <адрес> ИНН.№. ОГРН № по использованию земельного участка с кадастровым номером № площадью 66,2 га, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала № в границах <адрес>. В результате установлено, что на данном земельном участке сельскохозяйственного назначения организована несанкционированная свалка ТБО площадью 3га, что не соответствует виду разрешенного использования на данной категории земель. Согласно Экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» в отобранных почвенных образцах, на площади 3га, (свалка ТБО) содержание солей тяжелых металлов превышает предельно - допустимые значения, в образцах 1,2,3, это медь, свинец, цинк. Так же высокая концентрация бензапирена. Выводы эксперта ФИО1: земельный участок, где были отобраны почвенные образцы, подпадает под загрязненный солями тяжелых металлов, бензапирена и требует рекультивационные мероприятия для обеззараживания.
В соответствии должностной инструкцией, начальника отдела по имуществу и земельным отношениям <адрес> ( пункт 3): начальник отдела обязан - вести номенклатуру дел по землеустройству, регистрацию договоров аренды, осуществлять контроль за использованием земельных участков. Однако должностное лицо начальник отдела ФИО2, зная земельное законодательство РФ, все нормы, правила, нормативы и обязательные требования Федеральных законов РФ, не принял все зависящие от него меры по соблюдению данных норм, правил, нормативов, в результате было допущено несакционированное размещение свалки ТБО на данной категории земель, что свидетельствует о наличии административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земли.
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок в кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, Татаро-Каргалинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала № площадью 662627 =/-7050 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, участок находится в аренде у ФИО4 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Участок относится к землям сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ заключен между Администрацией МО <адрес> и ФИО4
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
ФИО2 является начальником отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно должностной инструкции начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес>, п.1.2 эта должность относится к группе главных должностей муниципальной службы, п. 1.4 начальник отдела по имуществу и земельным отношениям подчиняется непосредственно заместителю главы администрации района, курирующего работу отдела по имуществу и земельным отношениям.
Разделом 3 должностной инструкции предусмотрены должностные обязанности начальника отдела по имуществу и земельным отношениям, согласно которой он обязан разрабатывать проекты нормативных актов, договоров аренды, купли-продажи земельных участков, мероприятия в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, муниципальные программы, предложения по передаче имущества, прогнозные данные, сформировать и вести реестр муниципальной собственности, контролировать соблюдение арендаторами условий заключенных с ними договоров и принятия мер в соответствии с законодательством и т.д.
Таким образом, разделом 3 должностной инструкции не предусмотрено организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций начальника отдела, а так же полномочий, которые позволяют принять начальнику отдела самостоятельное решение в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно раздела 7 должностной инструкции предусмотрен перечень вопросов, по которым начальник отдела вправе и обязан принимать самостоятельные решения : проверять документы, предоставляемые для оформления земельных участков, оказывать помощь с исправлении ошибок, консультирование граждан.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ п.п.3 должностной инструкции начальник отдела обязан контролировать соблюдение арендаторами условий заключенных с ними договоров и принятия к ним мер в соответствии с законодательством.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ п.п.3 должностной инструкции, начальник отдела обязан организовывать подготовку документов и проведение торгов по продаже и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, следовательно не является субъектом административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Состав данного правонарушения является материальным, то есть для привлечения должностного лица к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий. Таким образом, для вывода о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения необходимо установление объема причиненного вреда.
Административным органом не установлено, какие именно правила обращения с отходами производства и потребления нарушены, какие именно действия или бездействия должностного лица имели место и находятся ли эти действия или бездействия в прямой причинно-следственной связи с повреждением земель.
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено, что на земельном участке сельхозназначения с кадастровым номером № площадью 66,2 га, расположенном в юго-западной части кадастрового квартала №, расположена несанкционированная свалка ТБО площадью 3 га..
В ходе осмотра отобраны пробы почвы в отсутствие понятых, на основании химического анализа почв, грунтов установлено превышение ПДК по солям тяжелых металлов.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленное административное правонарушение - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения произошло в результате действий либо бездействий должностного лица, привлекаемого к административной ответственности.
Не исполнение обязанности начальника отдела по контролю соблюдения арендаторами условий заключенных с ними договоров и принятия к ним мер в соответствии с законодательством не находятся в прямой причинно-следственной связи с повреждением земель.
Кроме того, должностным лицом не установлено место совершения административного правонарушения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие местонахождение свалки ТБО, находится ли несанкционированная свалка ТБО в границах населенного пункта <адрес> либо на землях сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена. Кадастровый инженер для установления данного обстоятельства к участию в деле не привлекался.
Суд пришел выводу о том, что применительно к требованиям ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениям законодательства в области охраны окружающей среды административным органом не подтверждено наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказан субъект правонарушения и не доказано наличие объективной стороны правонарушения.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении ФИО2 следует отменить по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 ч.1 п.1, 30.8, КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым начальник отдела по имуществу и земельным отношениям администрации МО <адрес> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.
Судья: О.К. Никитина